В продолжение работы по повышению правовой грамотности волгоградских потребителей Управлением Роспотребнадзора по Волгоградской области подготовлены разъяснения о возможности возврата товаров, приобретенных в Интернете, предусмотренной действующим законодательством (https://34.rospotrebnadzor.ru/content/278/14489/).
Как известно, сегодня все большее распространение получает практика приобретения потребителями товаров дистанционным способом - на сайтах различных маркетплейсов. Одним из актуальных вопросов остаётся вопрос возврата товаров, приобретенных таким способом.
Права потребителя в указанной ситуации регулируются нормами статьи 26.1. Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон).
Согласно указанной статье Закона потребителям предоставлено право при заключении договора купли-продажи дистанционным способом отказаться от товара надлежащего качества в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение семи дней.
Данное положение распространяется на все виды товаров, предлагаемых к продаже, включая технически-сложные, продовольственные и другие. Исключение составляют только товары, имеющие индивидуально-определенные свойства, если они могут быть использованы исключительно приобретающим его потребителем.
Отказ некоторых продавцов в возврате качественных товаров, со ссылкой на Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2463, не допускается.
Данный перечень связан с правоприменением исключительно статьи 25 Закона, согласно которой, потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.
К дистанционному способу продажи товаров указанный перечень применению не подлежит, поскольку правовое содержание статьи 25 Закона принципиально отличается от соответствующих положений статьи 26.1 Закона.
При этом, при возврате товаров надлежащего качества продавец имеет право удержать с потребителя расходы на доставку возвращенного товара.
Если же приобретённый на маркетплейсе товар оказался с недостатками либо не соответствующим заявленным требованиям (не тот размер, цвет, марка и др.) здесь покупателем могут быть реализованы его права, предусмотренные статьями 18 и 19 Закона.
Потребитель вправе предъявить требования к продавцу в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.
В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, требования о возврате либо замене некачественного товара могут быть предъявлены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи его потребителю.